четверг, 25 декабря 2014 г.

Ваигаш

На прошлой неделе мы читали о том, как братья спускаются в Египет, чтобы купить провизию для всей семьи. Это задача оказывается гораздо сложнее, чем они ожидали. Властитель Египта - они еще не знают, что это их брат Йосеф - обвиняет братьев в том, что они разведчики, и приказывает им для подтверждения их невиновности привести младшего брата.
А Шимон тем временем остается в заложниках в Египте до выяснения обстоятельств. После того, как братья приводят Биньямина и их версия подтверждается, их обвиняют в воровстве. В нашей главе наступает долгожданная развязка. После того, как слуга Йосефа обвиняет сыновей Яакова в краже кубка, Иуда, уверенный в их невиновности, сразу предлагает наказание для виновных. "Тот, у кого найдут кубок - будет предан смерти", - говорит он, - а остальные будут рабами". Но после того, как кубок был найден у Биньямина, тон разговора резко меняется - Иуда начинает угрожать Йосефу. Йосеф, растроганный готовностью братьев поставить под угрозу свои жизни ради спасения Биньямина, не выдерживает и признается братьям, что он их пропавший брат. Братья, абсолютно не ожидавшие такого поворота, буквально онемели.
Раши на основании мидраша объясняет, что братья ничего не ответили Йосефу из -за охватившего их стыда.
И сказал Йосеф своим братьям: Я Йосеф. Жив ли еще мой отец? И не могли его братья ответить ему, ибо смешались они пред ним смешались пред ним (пришли в смятение). От стыда (не от страха). (Брейшит 45:6)
Можно по-разному воспринимать эту историю, но это, безусловно одна из самых эмоциональных сцен в Письменной Торе. Интересно отметить, как ее воспринимали мудрецы Талмуда. Гемара в трактате Хагига (4б) рассказывает: "Рабби Элазар плакал, когда читал в Торе развязку этой истории". Рассказывается в Талмуде, что плача, он восклицал: "Ведь если на упрек человека реагируют так, то тем более на упрек Творца"
Как правило, человек смеется или плачет, когда испытывает сильные эмоциональные переживания. К примеру, когда родители отчитывают ребенка и тем самым доводят его до слез. Также иногда бывает, что муж своим поведением вынуждает плакать жену. Но чтобы взрослый человек плакал из-за прочитанной истории? При этом не из -за сопереживания героям, а от испытываемого им чувства стыда?!
Каждому из нас приходится взаимодействовать с огромным количеством "тяжелых" людей. Это и несносные боссы, жены-пилы, черствые мужья, непослушные дети, хамье в общественном транспорте, купившие права автомобилисты... Иногда создается впечатление, что этот список можно продолжать до бесконечности.
- Разве не мог бы я добиться гораздо больших результатов, не будь у меня столь недальновидного начальника!
- Какую прекрасную семью я могла бы построить, если бы мой муж проявлял чуть больше интереса к семье и чуть меньше - к футболу и пиву!
- Я бы мог жить полной жизнью, если бы только родители не тормозили меня своими доисторическими понятиями о том, что такое хорошо и что такое плохо!
Во все времена люди пытались найти виновных в своих проблемах. Начиная с охоты на ведьм и заканчивая банальным антисемитизмом. В наше время поиск виноватых не только не потерял свою значимость, но и достиг невиданных доселе высот. В государственных структурах постоянно создаются разнообразные комитеты и комиссии, основной целью которых является поиск ответа на вопрос “Кто виноват?” и в меньшей степени на вопрос “ Что делать?”. В корпоративных организациях эти системы взяты за основу управления. И главной задачей большинства руководителей стало не развитие и усовершенствование предприятия, а снятие с себя ответственности и перекладывание ее на подчиненных.
Человек приходит в этот мир для того, чтобы исправлять свои недостатки и самосовершенствоваться. Но это совсем не простая задача.
Что именно я должен делать? Ведь я вроде и так очень даже ничего!
-Жену в отличии от соседа не бью.
-С головой дружу, не то что мой босс.
-Не зануда, как мои коллеги.
Что мне исправлять-то, ведь на общем фоне у меня и так все в порядке! Вот им хорошо, на их месте я бы точно знал, что именно нужно делать… Только вот они что-то не торопятся ничего менять, наверное, не замечают своих недостатков.
Творец дал нам возможность понять, что именно нам нужно исправить. Для того, чтобы увидеть свои физические недостатки, мы используем зеркало. А для того, чтобы заметить недостатки своего характера, нужно приглядеться к окружающим нас людям. Они оказались рядом с нами не просто так. Это наши зеркала!!! Но в зеркале можно рассмотреть только крупные детали.А что делать, если мелочи для нас тоже важны? В этом случае мы используем увеличительные зеркала.
К примеру, есть люди, время от времени впадающие в злость, но не замечающие этого. Чтобы такой человек обратил внимание на этот недостаток и исправил его, рядом с ним оказывается тот, кто взрывается из-за каждого пустяка. Или если у кого-нибудь есть небольшая проблема с жадностью, то тут же на его горизонте появляется настоящий скряга. Все это происходит для того, чтобы мы задумались и начали искать у себя подобные недостатки. Но, к сожалению, мы все делаем наоборот. Контактируя с подобными людьми, мы подсознательно похлопываем себя по плечу: "Какой же я молодец по сравнению с ними!" И вместо того, чтобы видеть в других людях отражение своих недостатков, мы лишь возвеличиваемся в своих глазах за их счет. Таким образом, чем хуже наше окружение - тем больше мы будем себе позволять. Совсем не этому учит нас Тора. "Смотри на недостатки других для того, чтобы исправлять свои!" - постоянно напоминают нам наши мудрецы. Человек, который руководствуется этим принципом, совсем по-другому реагирует на свое окружение. Чем оно хуже, тем внимательней он будет искать и исправлять свои промахи. И тот, кто подходит к жизни таким образом - может услышать в словах “И не могли его братья ответить ему, ибо смешались они пред ним... “ не просто любопытную историю, а прямую претензию к самому себе! Но тот, кто не привык воспринимать жизнь таким образом - обречен на постоянные страдания в стиле “Как мне не повезло в жизни” . Безусловно, такому человеку будет тяжело исправлять свой характер, ведь по сравнению с остальными он и так почти ангел. А если и согласится с тем, что у него есть какие-то недостатки, то объяснит себе, что это потому, что ему приходится жить среди глупых и плохо воспитанных людей.
Человек замечает в мире лишь то, что уже несет в себе.
Антуан де Сент-Экзюпери

Комментариев нет:

Отправить комментарий