четверг, 2 июня 2016 г.

“Не откладывай на завтра, то что можно отложить на послезавтра”
                Народная мудрость


Прослушав очередную лекцию о том, что жизнь коротка, а работы много, мы, как правило, решаем, что пора что-то менять.
Выбираем важные для нас направления, определяем, каких  именно результатов мы хотим добиться в каждом из этих направлений, и начинаем действовать.
Но зачастую мы так и не добиваемся поставленной цели. Или же добиваемся, но в сроки, превышающие заданные нами самими во много раз. Почему так происходит? Ведь решение было серьезное, а алгоритм действий прост и включает всего три шага:
1. Четкая постановка цели.
2. Составление пошагового плана.
3. Выполнения шагов, прописанных в плане, вплоть до достижения конечной цели.
Если все так просто, то почему все так сложно? Попробуем разобраться. Постановка любой цели предполагает, что для нас почему-то особенно важно достичь именно этой цели. Ведь мы поставили перед собой именно эту цель, а не какую-то другую, хотя вариантов было бесконечно много. Но, несмотря на важность этой цели, часто оказывается, что вместо выполнения шагов по реализации своей цели мы занимаемся совсем другими вещами. Как может быть, что студент, для которого так важно получить диплом, вместо того, чтобы сидеть над книгами, идет гулять с друзьями? Может быть, тусовки для него важнее учебы? Как получается, что религиозный человек, вместо того, чтобы использовать свое время для духовного роста, тратит его на выяснение деталей сватовства двоюродной сестры соседа с прошлой квартиры? Неужели для него это важнее  выполнения своей жизненной миссии? Конечно же, нет. Просто на самом деле у нас есть другая цель, которой мы все время верны. И цель эта, единственная наша цель - получить удовольствие и избежать страданий. Поясним. Наш студент поступил в институт не только и не столько из за желания расширить свой кругозор, а для того, чтобы получить диплом, а на основании диплома хорошую зарплату и определенный социальный статус. Это - то удовольствие, которое он хочет получить от своей учебы. И его выбор в данный момент - это выбор между большим удовольствием ( карьера),  которого он может добиться в будущем, или небольшим удовольствием ( погулять с друзьями), но здесь и сейчас.  То же самое происходит в духовной работе. Религиозный человек выполняет заповеди потому, что испытывает моральное удовольствие от их  исполнения, или пытаясь избежать угрызений совести. Представим себе ситуацию напряженного разговора, плавно переходящего в скандал. С одной стороны, есть возможность совершить великий поступок и заслужить огромную награду. “В заслугу того, кто останавливает себя во время ссоры, существует весь мир” (Трактат Хулин, 89). Но это тоже где-то там, а вот если я поставлю наглеца на место, удовольствие будет прямо здесь и сейчас. Таким образом, идею свободы нашего выбора можно сформулировать так: мы свободны сделать выбор между небольшой выгодой сейчас и  большим убытком в перспективе и, с другой стороны, небольшим убытком в краткосрочном плане, но большой прибылью в перспективе.
Но разве не бывает, что одно и то же действие дает удовольствие и в краткосрочном плане,и в долгосрочном? Бывает! Но, как правило, это является результатом осознания важности этого занятия, а не естественных наклонностей. Несмотря на то, что можно встретить взрослых людей, которые получают удовольствия от своей работы\учебы, вряд ли они испытывали те же ощущения от этих занятий, когда были детьми. Поэтому для того, чтобы не позволить ежеминутным желаниям помешать нам продвигаться к цели, очень важно выполнять два действия:
Во-первых, четко определить, в чем именно состоит наша цель. Иначе ей будет очень тяжело конкурировать с сиюминутными порывами , ведь они, как правило, очень четко очерчены и конкретны. Во-вторых: Нужно постоянно напоминать себе об этой цели, для того, чтобы наша цель ощущалась нами как “здесь и сейчас” и могла затенять помехи, всегда находящиеся перед глазами.






Комментариев нет:

Отправить комментарий