среда, 1 июля 2015 г.

Балак

Когда читаешь нашу недельную главу, невольно вспоминается анекдот:
Пошел мужик с собакой на рыбалку. Сделал прорубь, сидит, ловит. Вдруг из лунки выныривает корова:
- Мужик, дай сигаретку!
Мужик дает.
- А прикурить?
Мужик дает.
Корова:
- Ну ладно, пока.
И ныряет обратно. Изумленный мужик, открыв рот, смотрит на собаку.
Собака:
- А что я, что я? Я сама обалдела!

Билам по просьбе Балака отправляется проклинать еврейский народ. По дороге его ослица ведет себя странным образом. Сначала она сбивается с пути и завозит его в поле, за что получает удар палкой. После этого “притирает” ногу Билама к забору, за что зарабатывает еще один удар палкой. В конце концов она просто ложится на землю, отказываясь продолжать путь. Интересно, что хотя Билам был очень суеверным человеком, не придал этим “странностям “ никакого мистического значения. После того, как ослица легла на землю, Билам не на шутку разозлился и ударил ее палкой в третий раз. Ослица не осталась в долгу и предъявила Биламу претензии, доказывая, что наказание было несправедливым. И тут начинается самое интересное: Билам, вместо того, чтобы упасть в обморок - услышав говорящую ослицу, - вступает с ней в спор о том, заслужила ли она на самом деле свое наказание. И только после того, как Творец открывает Биламу глаза и он видит ангела, он прекращает дебаты с ослицей и переключает свое внимание на ангела.
Кажется. что Билам просто не замечает, что с ним разговаривает ослица! Как же это понимать? Мне кажется, что объяснение можно найти в комментарии Раши на стих 22:11, который пишет: “Однако Билам ненавидел их больше, чем Балак”.
Балак, который был выбран царем Амона и Моава и в случае поражения в войне с евреями рисковал потерять свою власть и жизнь, естественно, не испытывал к ним особо теплых чувств. Но из того, как Билам воспринял свою миссию, явно видно, что Билам ненавидел евреев гораздо сильнее Балака. (Мы не будем углубляться в вопрос, почему Билам так сильно ненавидел еврейский народ. Причину этой ненависти можно найти в Мидраш Агадоль.)
Именно из-за этой ненависти Билам не замечал на своем пути даже самых удивительных знамений. Он был буквально ослеплен своей ненавистью и вообще не видел ничего кругом.
Такова природа человека - цель может стать для него настолько важной, что затенит все остальное. Подчинив себя такой цели, мы не видим ничего, не замечаем никаких препятствий и помех на своем пути. Билама это привело к неудаче, но это абсолютно не обязательно должно быть так. Мы можем применить тот же метод для достижения положительных целей. Если мы будем достаточно четко представлять себе свои цели и постоянно пробуждать в себе желание достичь их, то из нашего поле зрения тоже исчезнут все препятствия. Каждый встречался с ситуацией, когда мы принимаем четкое решение что-то изменить в своей жизни. Первые шаги нам, как правило, даются очень легко, даже если они сопряжены с объективными сложностями, но по прошествии времени становится все сложнее продолжать этот путь. Чем дальше мы продвигаемся по выбранному пути, тем больше даже небольшие сложности склонны превращаться в непреодолимые препятствия. Почему это так, вроде бы, должно быть наоборот? А все дело в том, что цель потеряла свою четкость в нашем воображении и другие, как правило, бытовые вопросы, вставая на пути, скрыли эту цель из нашего поле зрения. Не так важно, насколько сильно мы хотели добиться своей цели в начале пути - гораздо важнее постоянно напоминать себе, какова наша цель и почему она для нас так важна. Только регулярные размышления на тему наших целей и представление конечного результата позволит нам продвинуться достаточно далеко. Иначе мы рискуем растратить свою жизнь на решение мелких проблем вместо достижения грандиозных успехов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий