четверг, 3 сентября 2015 г.

Ки таво

ЗА ТО, ЧТО НЕ СЛУЖИЛ ТЫ БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ, С РАДОСТЬЮ И С ВЕСЕЛЫМ СЕРДЦЕМ, КОГДА БЫЛО У ТЕБЯ ИЗОБИЛИЕ ВО ВСЕМ. (Дварим 28:47)
Вчера у меня состоялась очень интересная беседа с одним молодым студентом. После урока на тему Рош аШана он подошел ко мне с несколькими вопросами и между делом бросил такую фразу: “Это все очень интересно, жаль только, что я не смогу стать соблюдающим”.
На мой немой вопрос он пояснил: “Нет, вы не подумайте, я очень уважаю людей, которые отказываются от удовольствий ради своих принципов, но я на такое не готов”. Не буду дословно пересказывать вам нашу беседу, но обсудить эту тему мне кажется достаточно важным . Многие считают, что удовольствия - это объективное понятие, одно и то же для всех людей и в любое время , и поэтому, если я отказываюсь от чего-либо, я тем самым уменьшаю свои возможности получать удовольствия. Тогда как на самом деле любое удовольствие субъективно. Человек, который привык пить пиво под воблу, вряд ли получит удовольствия от коллекционного вина - и наоборот. Но это не значит, что у одного из них есть врожденная тяга к пиву, а у другого - к вину. Нет, их вкусы сложились под воздействием семьи или социальной среды! Родись они в другом месте или в другое время, вполне вероятно что их вкусы были бы совсем другими. Более того, практически каждый человек, когда первый раз в жизни пробовал пиво или вино, не получил от этого удовольствия. Только после того, как он повторил это действие несколько раз, у него начало появляться удовольствия от употребления алкогольных напитков. То же самое верно и по отношению ко всем другим удовольствиям. То есть действие, повторяющееся некоторое количество раз, превращается для нас в удовольствие. С другой стороны, повторяющееся много раз против нашей воли вызывает обратный эффект. Заставьте человека заниматься его любимым делом - и через какое-то время он его возненавидит.
Ключевым моментом является не то, что мы делаем, но то, на каком эмоциональном фоне это происходит. Если само действие важно для нас, то, выполняя его, мы испытываем положительные эмоции - то самое удовольствие. При достаточном количестве повторений действия и эмоции свяжутся для нас в одно целое, и уже само действие будет вызывать у нас физическое удовольствие. Естественно, гораздо легче получать удовольствие от вкусной еды, чем от строгой диеты, но практический любой человек, соблюдающий диету продолжительное время, научился получать от нее удовольствие.
Человек может получать удовольствие от чего угодно, вся разница в том, какие чувства мы при этом испытываем. Тяжелый физический труд может считаться страданием и даже на самом деле будет им, если его цель не важна для нас, но он же может оказаться приятным и желанным, если мы считаем важным то, чем занимаемся. История знает немало примеров, когда люди с радостью шли на страдания и даже на смерть ради своих идеалов. Обратите внимание на людей, бегающих по утрам под вашими окнами. Многие из них начали заниматься этим вынужденно. Но те, кто продолжили, а не бросили через пару месяцев - это те, кто научились получать от этого удовольствие. Человек может выполнять определенные действия при помощи силы воли и против своих желаний, но это очень ненадежный механизм, на который нельзя рассчитывать. Невозможно долго действовать, опираясь только на силу воли: рано или поздно ее ресурсы истощаются. И только тот, кто научился получать удовольствие, может продолжать.
Это одинаково верно как для материального, так и для духовного мира. Когда человек только начинает выполнят какую-то заповедь он, как правило, делает это при помощи силы воли. Возьмем как пример соблюдение Шабата. Каждый, кто начал соблюдать шабат в какой-то период своей жизни (а не привык к этому с детства), помнит, как тяжело это было вначале. Ничего нельзя, делать нечего, везде одни ограничения! Но со временем человек не просто привыкает “терпеть” шабат, а начинает любить его. Тот, кто в начале пути весь шабат считал минуты, когда этот день закончится, спустя некоторое время всю неделю считает, сколько времени осталось до шабата. То же самое касается всех остальных заповедей. Мы соблюдаем или не соблюдаем какие-то вещи не потому, что нам это нравится или не нравится, а лишь потому, что не понимаем в достаточной степени смысл и важность данного действия.
Религиозный человек отличается от несоблюдающего не тем, что один получает удовольствие, а другой страдает, но тем, что соблюдающий сам для себя выбрал, от чего получать удовольствие, а не оставил это на волю случая и инстинктов. Как часто говорит рав Ихиэль Якобзон: “Мне искренне жаль того человека, который не может испытать такое же удовольствие от “благословения после еды ”, как от самой еды”.

Комментариев нет:

Отправить комментарий