четверг, 29 октября 2015 г.

Ваера

Прошлая недельная глава начинается с того, что Творец повелевает Авраму оставить страну, в которой он живет, покинуть свою родину и отчий дом и отправиться в незнакомую землю. Комментаторы подчеркивают, что одной из главных трудностей этого испытания было то, что Авраам не знал, куда именно он отправляется. Наша недельная глава заканчивается десятым испытанием Авраама, в котором Творец повелевает ему принести в жертву Ицхака.
И здесь мудрецы опять подчеркивают, что, кроме самого факта принесения в жертву своего сына, это испытание заключало в себе еще одну трудность. Авраам всю свою жизнь призывал людей не приносить человеческие жертвоприношения - а сейчас он должен был пойти против распространяемых им идей и совершить действие, прямо противоположное тому, что он сам всю жизнь провозглашал. Но почему непонимание сути происходящего является, с точки зрения наших мудрецов, испытанием? Что за сложности оно создает? Ответ, видимо следует искать в особенностях человеческой психологии.
Человек - единственное живое существо, которое в состоянии представить себе цель своей деятельности и разработать пути ее достижения. А раз человек на это способен, понятно, что любой человек в здравом уме так и поступает, пользуется этой способностью. А для того, чтобы это сделать, необходимо понимать смысл происходящего, причинно-следственные связи между событиями. Это не просто дополнительный бонус, но необходимое условие. Любое действие, смысл которого не ясен, превращается для выполняющего в страшную муку, даже если само действие не слишком тяжёлое. Мудрецы, описывая, каким испытаниям подвергались наши предки в Египте, перечисляют три вида “издевательских работ” которые использовали египтяне:
1. Давали мужчинам женскую работу, а женщинам - мужскую.
2. Заставляли выполнять бесполезную работу - строили здания на болотистой почве, которые впоследствии рассыпались. С утра до обеда выкладывали каменную стену, а с обеда до утра разбирали её на камни.
3. Не задавали конкретных целей и времени окончания работы. Раб никогда не знал, когда работа закончится или какой объем работы он должен выполнить. “Копай, пока не скажу: хватит”.
Все это делалось для того, чтобы сломить дух евреев, поскольку действия, у которых нет понятной логики и конкретных целей, превращаются в муку для человека, причем именно духовную, ломающую дух.
С другой стороны, даже самое сложное действие достаточно просто выполнять, если нам понятен и важен смысл этого действия. В известной притче рассказывается, как мудрец встретил на дороге трех мужчин, несших тяжёлые камни.
-Что ты делаешь? - спросил мудрец, мужчину с сердитым лицом.
-Что не видишь, камни таскаю, - раздраженно ответил тот.
-Чем ты занимаешься?- спросил мудрец у мужчины с сосредоточенным лицом.
-Я зарабатываю на жизнь для своей семьи, - спокойно сказал мужчина.
-А что ты делаешь? - спросил мудрец у улыбающегося мужчины.
-О, мне выпала великая честь, я строю Храм!
И они продолжили свой путь, неся три одинаковых камня.
Интересно отметить что причинно-следственная связь важна для нас не только для выполнения действий в будущем, но и для освоения собственного прошлого. События прошлого уже случились, мы не в силах на них повлиять - но для того, чтобы мы комфортно себя с ними чувствовали, они должны получить логическое объяснение. Для нас это до такой степени важно, что специально для этого существует целая армия всевозможных обозревателей, комментаторов и аналитиков, основной работой которых является давать мудреные объяснения произошедшим событиям. Начиная с военных конфликтов и заканчивая природными катаклизмами, все должно быть объяснено. У нас непременно должна быть хотя бы иллюзия ясного понимания того, почему все произошло так, а не иначе, каковы были причины известных нам событий и какие будут ожидаемые последствия.
В связи с этим важно обращать внимание на то, какие цели мы ставим перед собой даже в мелких, повседневных вопросах, подходить к этому сознательно. Ведь если цель задана неправильно, нам будет очень сложно выполнять необходимые действия. С другой стороны, правильно поставленная цель позволит сэкономить силы и время. Представьте себе ситуацию, когда по дороге на работу вы попали в получасовую пробку (надеюсь, для вас это чисто теоретическая ситуация). Если во время этого “увлекательного” ожидания мы концентрируемся на нашей главной цели - попасть на работу - будет очень тяжело сохранить спокойное расположение духа (и не начать зоологические сравнения едущих\стоящих перед нами). Но если мы добавим дополнительную цель, к которой мы сможем стремиться в этой ситуации, наше отношение к самой ситуации тоже изменится. Например, я могу решить, что ожидание в пробке - это упражнение на развитие терпения. Я поставил себе реальную цель, у меня есть средства ее достичь - и ситуация из невыносимой стала плодотворной. Если я в машине один, то можно решить, что сейчас самое подходящее время обдумать в тишине те вопросы, на которые постоянно не хватает времени. В чем здесь идея? Не только в том, что потраченное время можно использовать с толком - это только слова. Важно понять, что необходимо для этого сделать: задать себе цель на уровне мышления. Когда я это сделал, я уже не теряю время в пробке - наоборот, чем дольше я нахожусь в пробке, тем лучше.
Использование этого принципа также поможет в общении с детьми. Когда ребенок в течении двадцати минут рассказывает нам о незначительном эпизоде, произошедшем с ним на пятиминутной перемене, легко потерять терпение и “попросить его быть покороче”. Но если мы мысленно заменим цель “получение информации” на цель “общение с ребенком”, то его многословие вместо раздражения будет вызывать радость.
Постановка правильной цели поможет нам сохранять спокойствие, получать удовольствие и добиваться максимальной эффективности в любой ситуации!
Ну, а самое важное - все время помнить, что наша главная, стратегическая цель - исполнение воли Творца!

Комментариев нет:

Отправить комментарий