среда, 13 июля 2016 г.

Балак

Я кровожадный, я беспощадный, я злой разбойник Бармалей!

Представьте себе самого ужасного человека, которого только  можно вообразить. Представили? Добавьте еще негатива, не стесняйтесь. Теперь умножьте  это на два, и вы получите приблизительный портрет Билама. Талмуд сообщает нам, что все дурные качества, известные нам, присутствовали у Билама в избытке1. Но как это понимать? Ведь из нашей главы мы видим, что Билам был пророком. А для того, чтобы стать пророком, нужно обладать определенным набором качеств: “Мужественный, богатый, скромный, мудрый” 2. Это не совсем то, что мы знаем о Биламе. Он был настолько жаден, что в качестве оплаты своих услуг готов был потребовать от Балака целый дворец золота, и настолько низок в своих желаниях, что опустился до скотоложства. Как такой человек мог стать пророком!?

Мудрецы открывают нам, что все, что мы знаем про Билама, относится только ко “второй” половине  его жизни. Но есть и первая, в которой мы встречаемся совсем с другим человеком.  До определенного момента Билам обладал всеми необходимыми для получения пророчества качествами. Он был скромным, умел управлять своими желаниями, праведником. Кроме этого, Билам нес свои знания другим людям. Билам был уверен, что именно он - а не Моше-рабейну - выведет евреев из Египта. И через него будет дана Тора еврейскому народу3. Это совсем другой человек - не тот, которого мы встречаем в нашей главе.
Когда и почему Билам так изменился?
Попробуем разобраться. У души есть несколько уровней. Как правило, мы видим только поверхностный уровень. Как говорится, “чужая душа - потемки”. В этом есть своя правда, но все же это не до конца точно. На самом деле, любая душа - потемки. В первую очередь - своя. Так же, как других людей человек воспринимает «с поверхности», по их внешнему поведению, самих себя мы тоже воспринимаем только на поверхностном уровне. Добраться до своего внутреннего уровня, определить его можно только при помощи испытаний. Только сталкиваясь со сложностями, мы узнаем себя настоящих. Если вы считаете себя храбрым, вы можете много нового узнать о себе, встретившись в темном переулке с несколькими личностями уголовной наружности. Если я считаю себя терпеливым, я могу удивиться своей реакции, когда проезжающая машина обрызгает меня с ног до головы - особенно если я в новом костюме направляюсь на свадьбу. Вы считаете себя скромным, - а если бы вы вдруг стали знаменитым и узнаваемым, уверены, что ничего бы не изменилось?  От “звездной” болезни никто не застрахован.
Но, наверное, самые большие изменения происходят как следствие зависти. Особенно это касается ситуаций, когда человек теряет свой статус. Представьте себе ситуацию: Мальчик учится в школе, круглый отличник, душа компании, отличный спортсмен. И вот в этот класс приходит новенький. Этот новенький во всем превосходит первого, немножко, но во всем. Это очень тяжелое испытание для первого. Каждый, кто прошел через подобное, понимает, о чем речь. И теперь перед нашим героем два пути: занять свое законное второе место или сломаться и погрузиться в ненависть к своему конкуренту. Именно в этом выборе и проявится глубинный -  а не поверхностный - уровень человека. Если его красивое поведение базировалось только на том, что он держал пальму первенства, то его поведение резко изменится.
Что-то похожее произошло с Биламом. До определенного момента Билам вел себя идеально, соблюдал заповеди, управлял своими эмоциями, нес знания о Творце людям. Но где-то глубоко внутри его уровень был совсем другим. Видимо, именно поэтому Творец выбрал для главной миссии в мире не его, а Моше. И когда выбор пал не на него, Билам полностью изменился. Дурные качества, прятавшиеся глубоко внутри, вырвались наружу, как лава проснувшегося вулкана, погребая все под собой. И вот мы уже видим совсем другого человека. Жадный, обуреваемый ненавистью к народу, который до этого он хотел освободить, Билам, что называется, пустился во все тяжкие, опустившись даже до скотоложства.
Важно понимать что в любом человеке есть глубинные - скрытые уровни. И даже  постоянная работа над своим поведением не гарантирует изменение на этих скрытых уровнях. Если мы хотим понять наш настоящий уровень, важно проверить, как мы себя ведем и что ощущаем в критических ситуациях. Именно они дадут нам ключ к пониманию самих себя. А понимание наших слабостей - это уже начало пути к исправлению.
Но если мы хотим исправлять свои качества еще до того, как они проявятся во время испытаний, необходимо изучать “мусар”. Изучая мусар, мы, как правило, не узнаем ничего нового.  Но эти знания просачиваются внутрь и, - как дождь впитывается в землю и не виден на поверхности, но питает корни деревьев, - так и изучение мусара, несмотря на то, что на поверхностном уровне не всегда видны изменения, напитывает наши корни, давая возможность выращивать прекрасные плоды, меняя в лучшую сторону наш глубинный уровень!                                 

1סנהדרין קו:
2 נדרים לח.ב
3בתי מדרשות-א רס"ח
Для просмотра всех статей нажмите тут         

Комментариев нет:

Отправить комментарий