понедельник, 10 октября 2016 г.


                                                                                                                                                Нет ничего проще, чем бросить курить. Сам тысячу раз бросал!
                                                                                                    Марк Твен  


На первый взгляд, нет ничего проще, чем сделать тшуву.  Тшува состоит из трёх простых шагов:
1. Признание греха.
2. Раскаяние в содеянном
3. Принятия на будущее, то есть обязательство так больше не поступать. Все!
Обратите внимание, что все эти все это мы и так делаем практически ежедневно. Правда, обычно это относится к материальным «грехам». Вот пару примеров:
1. Вот я дурак. Я опять все испортил. Это все из-за меня.
- Вот и признание вины.
2. Зачем я это сделал? Знал ведь, чем все закончится! Ну почему я раньше об этом не подумал?
    -   Вот оно раскаяние
3. В следующий раз сделаю все как надо!
- Принятие на будущее.
Вот и все, тшува в действии. Но если все так просто, то почему так сложно?
Попробуем разобраться.
Есть две основные причины, которые мешают нам делать тшуву.
Первая: я не осознаю, что мне нужно в чем то раскаиваться. Пусть злодеи раскаиваются, а я и так ничего, получше других. Причём, когда мы читаем в Сидуре молитву покаяния, наше непонимание только усиливается. «Это все не про меня, я никого не убивал, не воровал и других страшных преступлений, перечисленных там, никогда не совершал!». Когда я читаю эту молитву, у меня не только не появляется желание раскаяться, - я, наоборот, начинаю гордиться тем, какой я молодец. По сравнению с тем парнем из Сидура я просто ангел во плоти! Естественно, человек, который изучает еврейский закон и понимает, насколько строго Тора относится к любому поступку, слову и даже мысли, понимает, что все перечисленное в молитве покаяния-таки напрямую к нему относится. И тут, избавившись от первой проблемы, - непонимания серьёзности ситуации, - мы попадаем в вторую, прямо противоположную первой. Когда мы вдруг осознаем, как много неправильных поступков мы наделали, нам начинает казаться, что раскаяние - это «не про нас». Раскаяться может человек, который несколько раз по ошибке что-то не так сделал, а я, с моими вагонами грехов, слишком далёк от этого. Тем более, я помню прошлый Йом Кипур, я тогда во многом раскаивался, но в этот раз мне нужно раскаиваться практически в тех же вещах. Я уже столько лет в Йом Кипур раскаиваюсь в одном и том же, а потом опять возвращаюсь к тем же поступкам. Как же я могу опять раскаиваться и обещать больше так не поступать?!
Интересно, что оба эти чувства (безгрешности и неисправимости) мы можем испытывать практически одновременно и даже не замечать противоречия.
Рамбам подсказывает нам выход из этой ситуации. «Каждый человек должен все время смотреть на себя так, как будто у него равное количество хороших поступков и плохих. Совершил хороший поступок - склонил чашу весов в одну сторону и стал праведником. Совершил плохой - склонил чашу весов в другую сторону и стал злодеем.»
У нас нет возможности знать, каково состояние нашего банковского счета на Небесах. Поэтому любые наши предположения заведомо неточные. Видимо, нам и не нужно стараться подсчитать наши грехи и заслуги как можно точнее: ведь если бы в этом состояла наша задача, Тора снабдила бы нас необходимыми для этого инструментами. Но наша задача не в том, чтобы помогать небесной бухгалтерии сводить дебет с кредитом, а в том, чтобы найти решение, наиболее эффективное для нас. Именно такое решение предлагает нам Рамбам. Когда мы будем считать свою позицию 50\50, нам будет проще совершать правильные поступки: ведь одним своим действием я меняю расстановку сил с «ничьей» на «победу». То же самое касательно тшувы: с подходом 50/50 мне есть в чем раскаиваться, с одной стороны, и любое, даже самое маленькое раскаянье переводит меня в лигу чемпионов - с другой стороны.
Я хочу пожелать всем нам приучить себя относиться к себе именно таким образом, и тогда наши усилия будут всегда сосредоточены на наших ближайших действиях, а не на переживании прошлого вновь и вновь. И в заслугу этого все мы удостоимся хорошего года, ведь нам так много всего надо успеть в этом году!

Комментариев нет:

Отправить комментарий