Нет ничего проще, чем бросить курить. Сам тысячу раз бросал!
Марк
Твен
На первый взгляд, нет ничего проще, чем сделать тшуву. Тшува состоит из трёх простых шагов:
1. Признание греха.
2. Раскаяние в
содеянном
3. Принятия на будущее, то есть обязательство так больше не
поступать. Все!
Обратите внимание, что все эти все это мы и так делаем
практически ежедневно. Правда, обычно это относится к материальным «грехам».
Вот пару примеров:
1. Вот я дурак. Я опять все испортил. Это все из-за меня.
- Вот и признание вины.
2. Зачем я это сделал? Знал ведь, чем все закончится! Ну
почему я раньше об этом не подумал?
- Вот оно раскаяние
3. В следующий раз сделаю все как надо!
- Принятие на будущее.
Есть две основные причины, которые мешают нам делать тшуву.
Первая: я не осознаю, что мне нужно в чем то раскаиваться.
Пусть злодеи раскаиваются, а я и так ничего, получше других. Причём, когда мы
читаем в Сидуре молитву покаяния, наше непонимание только усиливается. «Это все
не про меня, я никого не убивал, не воровал и других страшных преступлений,
перечисленных там, никогда не совершал!». Когда я читаю эту молитву, у меня не
только не появляется желание раскаяться, - я, наоборот, начинаю гордиться тем,
какой я молодец. По сравнению с тем парнем из Сидура я просто ангел во плоти!
Естественно, человек, который изучает еврейский закон и понимает, насколько
строго Тора относится к любому поступку, слову и даже мысли, понимает, что все перечисленное
в молитве покаяния-таки напрямую к нему относится. И тут, избавившись от первой
проблемы, - непонимания серьёзности ситуации, - мы попадаем в вторую, прямо
противоположную первой. Когда мы вдруг осознаем, как много неправильных
поступков мы наделали, нам начинает казаться, что раскаяние - это «не про нас».
Раскаяться может человек, который несколько раз по ошибке что-то не так сделал,
а я, с моими вагонами грехов, слишком далёк от этого. Тем более, я помню
прошлый Йом Кипур, я тогда во многом раскаивался, но в этот раз мне нужно
раскаиваться практически в тех же вещах. Я уже столько лет в Йом Кипур
раскаиваюсь в одном и том же, а потом опять возвращаюсь к тем же поступкам. Как
же я могу опять раскаиваться и обещать больше так не поступать?!
Интересно, что оба эти чувства (безгрешности и
неисправимости) мы можем испытывать практически одновременно и даже не замечать
противоречия.
Рамбам подсказывает нам выход из этой ситуации. «Каждый
человек должен все время смотреть на себя так, как будто у него равное
количество хороших поступков и плохих. Совершил хороший поступок - склонил чашу
весов в одну сторону и стал праведником. Совершил плохой - склонил чашу весов в
другую сторону и стал злодеем.»
У нас нет возможности знать, каково состояние нашего
банковского счета на Небесах. Поэтому любые наши предположения заведомо
неточные. Видимо, нам и не нужно стараться подсчитать наши грехи и заслуги как
можно точнее: ведь если бы в этом состояла наша задача, Тора снабдила бы нас
необходимыми для этого инструментами. Но наша задача не в том, чтобы помогать небесной
бухгалтерии сводить дебет с кредитом, а в том, чтобы найти решение, наиболее
эффективное для нас. Именно такое решение предлагает нам Рамбам. Когда мы будем
считать свою позицию 50\50, нам будет проще совершать правильные поступки: ведь
одним своим действием я меняю расстановку сил с «ничьей» на «победу». То же
самое касательно тшувы: с подходом 50/50 мне есть в чем раскаиваться, с одной
стороны, и любое, даже самое маленькое раскаянье
переводит меня в лигу чемпионов - с другой стороны.
Я хочу пожелать всем нам приучить себя относиться к себе именно
таким образом, и тогда наши усилия будут всегда сосредоточены на наших
ближайших действиях, а не на переживании прошлого вновь и вновь. И в заслугу
этого все мы удостоимся хорошего года, ведь нам так много всего надо успеть в
этом году!
Комментариев нет:
Отправить комментарий