четверг, 8 января 2015 г.

Шмот

Глава Шмот начинается с истории Моше. Рожденный в еврейской семье, Моше трехмесячным ребенком попадает в дом Фараона. Дочь Фараона растит его как своего собственного сына.
Уже в зрелом возрасте Моше вступается за своих соплеменников и убивает египетского надсмотрщика. Его приговаривают к смертной казни, но Моше удается  бежать из Египта. Попав в Мидьян, Моше берет в жены Ципору, дочь Итро. Затем Творец открывается Моше и возлагает на него миссию по спасению еврейского народа.
Интересно, как именно Тора описывает момент откровения .


А Моше пас овец Итро, своего тестя, жреца Мидьяна; и повел он овец далеко в пустыню, и пришел к горе Б-жьей, к Хореву. 2. И дал посланец Господа узреть себя ему в огненном пламени из (чащи) терновника, и увидел он: и вот, терновник горит огнем, и терновник (огнем) не пожирается. 3. И сказал Моше: При(от) ступлю же и посмотрю на это великое видение: почему не сгорает терновник. 4. И узрел Господь, что он при (от) ступил посмотреть, и воззвал к нему Б-г из терновника, и сказал: Моше, Моше. И сказал он: Вот я.


Тора подчеркивает, что Творец открылся Моше только после того, как он сам свернул с дороги, чтобы разобраться в странном явлении:  И узрел Господь, что он при (от) ступил посмотреть, и воззвал к нему Б-г из терновника, и сказал: Моше, Моше. И сказал он: Вот я.
То есть если бы Моше не свернул с дороги, а просто отметил нечто необычное и пошел дальше, ничего бы не произошло. Ни откровения, ни повеления освободить еврейский народ, ничего!
Подобная история произошла и с Яаковом. Яаков по велению отца и матери отправляется в Харан, чтобы найти невесту. Он был уже почти на месте, когда вдруг понял, что прошел мимо горы, на которой молились его праотцы (Ар Амория), и даже не остановился там. Яаков решает вернуться и исправить эту оплошность. Теперь Все-шний делает для него чудо: Яаков моментально оказывается на Ар Амория. Там происходит еще одно чудо - солнце заходит раньше времени и Яакову приходится остаться там на ночлег. Во сне он получает судьбоносное пророчество и обещание от Творца об опеке и защите.
Когда Яаков проходил мимо Ар Амория в первый раз, чуда не произошло. Солнце не село раньше времени - а ведь если бы это случилось, Яаков остался бы там ночевать уже в первый раз. Но нет - все чудеса начались только после того, как он сам приложил усилия, сам сделал первый шаг.


Также и у Моше - куст не находился прямо на его пути, он был сбоку. У Моше был выбор: пройти мимо или же остановиться и попытаться понять, что происходит.


Знали ли Яаков и Моше, делая свои несколько шагов, к чему это приведет? Узнали бы они, что они потеряли, если бы просто прошли мимо?
Видимо, ответ на оба вопроса - Нет!


Часто мы жалуемся на того что нам “не везет”. И с этим тяжело поспорить, ведь действительно, у каждого есть перед глазами пример людей которым “повезло” больше. Полезные связи, вырос в  “правильном районе “ и т.д.
Несомненно, у каждого человека своя, индивидуальная ситуация. Но вместе с этим важно понимать что когда человеку выпадает “шанс”, не обязательно над ним будет висеть неоновый щит с надписью:  “Это твой шанс - смотри не пропусти”. Вероятно, все с точностью до наоборот: шанс будет на первый взгляд невзрачный, да еще и и требующий усилий. Только тот, кто привык работать на 100% и использовать все шансы, может рассчитывать на то, что не пройдет мимо своего. Тот же, кто работает вполсилы - “экономя” энергию для “настоящего “ дела, вполне вероятно, о выпавшем ему шансе даже не узнает. Он просто пройдет мимо, не обратив внимания. В дальнейшем он  сможет с чистой совестью жаловаться на судьбу злодейку - так и не предоставившую ему возможности себя проявить.


Тора неоднократно подчеркивает,  что человек должен обращать внимание на происходящее вокруг него, делать правильные выводы и действовать в соответствии с этими выводами, а не дожидаться, что  всё случится само собой.


Хотеть недостаточно, надо действовать.  Иоганн Вольфганг Гете

Комментариев нет:

Отправить комментарий